Без нас - никто
Инженерные войска РФ
Специальные войска ВС РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения
История инженерных войск
с былых времён до наших дней
"Кто инженерства не будет знать, тот не будет произведен выше того чина, в котором он ныне обретает"
Петр I
История инженерных войск

Еще в легендарном «Слове о полку Игореве» упоминаются «посошные люди, торившие и теребившие переправы», первый русский военный инженер Иван Выродков во время штурма Казани Иваном Грозным построил в Муромских лесах крепость, которую перевезли на судах по Волге под Казань, где неожиданно для обороняющихся под их стенами вырос целый город… В инженерных войсках появились первая подводная лодка, аэропланы, зародились войска ПВО, связи, танковые, автомобильные, железнодорожные войска… Отечественные военные инженеры всегда считались элитой войск, а солдатом мог стать лишь грамотный…

Острый ум – залог успеха
Инженерные войска в России ведут свою славную героическую историю с 21 января 1701 года, когда вышел Указ Петра Первого о создании первой инженерной школы. С тех пор ни одно сражение не обошлось без активного участия войск. Это Полтавская битва, Штурм Измаила, Багратионовы флеши Бородина, неприступные укрепления Севастополя, битва на Шипке, оборона Порт-Артура…

Во времена Семилетней войны с Пруссией (1756-1763) капитаном Андреем Немым был сконструирован парусиновый понтонный парк, прослуживший в армии более 150 лет. И до сегодняшнего дня отечественные понтонные парки являются лучшими в мире. Для взятия неприступной крепости Измаил великий полководец Суворов поручил саперам возвести копию крепости для тренировок войск, параллельно несколько недель военные инженеры освещали крепость осветительными ракетами, имитируя начало штурма для придачи внезапности, а во время самого штурма успешно подрывали стены Измаила. При отходе русских войск в 1812 году инженерные войска обеспечивали маневренность наших армий и диверсиями задерживали противника – возведено 178 мостов и отремонтировано 1920 верст дорог. Будучи военным инженером, фельдмаршал Кутузов прекрасно понимал возможности войск и активно задействовал во всех крупных сражениях.
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. противник развязал подземно-минную войну. Англичане и французы делали подкопы под русские укрепления, но наши саперы оказались проворнее – при помощи электрического способа взрывания по проводам предотвращали попытки врага, проложив 6889 метров подземных галерей против 1280 метров неприятеля. В период Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. саперы прокладывали в сложнейших условиях горные дороги, разработали и обучили войска приемам самоокапывания при помощи только введенных малых пехотных лопаток. Менее чем через 30 лет, в Русско-Японскую войну, в арсенале инженерных войск были уже электризуемые заграждения, система прожекторов, был изобретен первый миномет.
  1. Полевые работы. Автор неизвестен.
  2. Макет осады и взятия Казани в 1552 г. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
  3. План штурма крепости Измаил, 1790 г.
  4. Лейб-гвардии Саперный батальон, 1812 г. А.И. Гебенс.
  5. Паромная переправа формирований русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский.

Священная война

Перед началом Великой Отечественной войны инженерные войска прошли «боевую стажировку» на р. Халхин-Гол (1939) и в Финляндии (1939-1940). В пустынях Монголии военные инженеры обеспечивали советские войска водой, поддерживали пропускную способность многокилометровых дорог, а также обеспечивали высокий уровень маскировки подразделений, скрывший развертывание советских войск от японской авиаразведки. Суровая финская зима требовала постоянного содержания путей движения войск в снегах, тайге и заболоченной местности, кроме того, ярким применением инженерных войск стал прорыв мощнейшей системы финских укреплений, известной как «Линия Маннергейма».
Июнь 1941-го застал многие формирования инженерных войск на укреплении новых пограничных рубежей, поэтому нападение гитлеровцев поставило войска в сложное положение. К ноябрю 1941 года структура инженерных войск расширилась должностями начальников инженерных войск фронтов, армий с созданием соответствующих штабов. В январе 1942 года создано 10 саперных армий (!), обеспечивших оборонительные действия Красной Армии в течение 1942 года. Затем в состав фронтов были переданы саперные бригады, а для борьбы с танками и другой техникой противника сформированы инженерные бригады специального назначения, ставшие, по сути, прообразом современных подразделений спецназа. С работой этих диверсионных подразделений была связана военная деятельность «дедушки русского спецназа» полковника Ильи Григорьевича Старинова (1900-2000), встретившего начало войны в должности начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Старинов также руководил подготовленными в Нахабино военными инженерами – специалистами по работе с «техникой особой секретности» - первыми советскими радиоуправляемыми минами, не имевшими аналогов в мире. Одной из наиболее известных операций диверсионного подразделения стал подрыв штаба 68-й пехотной дивизии Вермахта во главе с генерал-лейтенантом Георгом фон Брауном осенью 1941 года в Харькове. Примечательно, что заряд управлялся по радиосигналу из Воронежа (!).
Весной 1943 года для поддержки наступающих частей и прорыва обороны противника создаются штурмовые инженерно-саперные бригады. Проходы в минных полях противника ложились на плечи сформированных инженерно-танковых полков, а для разминирования освобождаемой территории в войсках появились 6 бригад разграждения. В общей сложности численность инженерных войск на конец 1943 года насчитывала 58 бригад, 9 полков и более 1000 различных батальонов. И это количество полностью себя оправдало. Инженеры возводили оборонительные сооружения, устраивали заграждения, минировали местность, форсировали реки (в т.ч. Днепр, Вислу и Одер), проделывали проходы в минных полях, штурмовали гитлеровские цитадели, совершали диверсии в тылу противника, обеспечивали скрытие и маскировку действующих объектов и создавали ложные, в т.ч. мосты и аэродромы.
За годы войны инженерными войсками установлено более 70 млн противотанковых и противопехотных мин, на которых противник потерял до 10 тысяч единиц бронетанковой техники и до 100 тысяч человек личного состава. Разминировано 765 тысяч кв. км территории 400 тысяч км путей. Построено 11 тысяч мостов, проложено 500 тысяч км дорог. Неприступный город-крепость Кенигсберг, который обороняли до 130 тысяч гитлеровцев, 4 тысячи орудий и минометов, 108 танков и штурмовых орудий, 178 самолетов, был взят за 4 дня благодаря саперам-штурмовикам. Отважные воины в стальных нагрудниках первыми прорывались к укрепленному объекту противника, подрывая его удлиненными зарядами, что открывало путь наступающим подразделениям.
За ратные подвиги в годы войны 655 воинов-инженеров удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 315 человек стали полными кавалерами ордена Славы (из 2780 полных кавалеров за всю историю). 6 инженерных бригад, 241 инженерный батальон получили звания Гвардейских, десяткам подразделений присвоены почетные наименования.
И в мирное время на фронте

В послевоенные годы инженерные войска наряду со всей страной восстанавливали пострадавшие от войны территории, но не менее важной задачей стало разминирование многих и многих квадратных километров, буквально нашпигованных боеприпасами. И бойцы инженерных войск снова совершали подвиги, но уже в мирное время.
Наука шла семимильными шагами, и вместе с ней – военные инженеры. Только в годы Великой Отечественной войны создано и модернизировано более 180 видов различных инженерных средств. Новые миноискатели и мины, мостовые и понтонные парки, машины и катера, средства полевого водоснабжения, электрообеспечения и маскировки создавались по опыту, полученному на полях сражений.
Специалисты выезжали в командировки во многие горячие точки, а также участвовали в решении мирных задач, получая боевые награды. 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд произошла крупнейшая техногенная катастрофа ХХ века – авария на Чернобыльской атомной электростанции. В результате серии взрывов были разрушены реактор и здание 4-го энергоблока, в атмосферу выброшено колоссальное количество радиоактивных веществ. Из 30-километровой зоны отчуждения эвакуировано 115 тысяч человек. В активной фазе ликвидации аварии в 1986-1987 гг. приняло участие 240 тысяч человек, за весь период – более 600 тысяч… Инженерные войска вошли в зону заражения в первые часы после аварии и последними покинули ее после выполнения поставленных задач. С первых дней начала работ по ликвидации стало ясно – необходимо создание новой техники, так как имеющаяся не защищала экипаж от радиации – люди в буквальном смысле сгорали. Объединенной группой военных инженеров в ходе беспрерывной круглосуточной работы была создана модернизированная инженерная машина разграждения – ИМР-2Д, способная работать на участках, где уровень радиации достигал 2000 Р/час (до подобных участков на другой технике добраться было невозможно). Новая машина позволила сохранить жизни многим тысячам участников ликвидации на Чернобыльской АЭС.
Декабрь 1989 года принес горе в сотни тысяч семей – всего за 30 секунд разрушительным землетрясением с лица земли был стерт армянский город Спитак, разрушены 20 городов и 350 сел. Жертвами катастрофы стали 25 тысяч человек, 140 тысяч остались инвалидами, 514 тысяч лишились крова. В эти суровые дни на помощь пострадавшим в Армению оперативно прибыли подразделения инженерных войск, днями и ночами работавшие на разборе завалов. За короткое время взрывным способом было уничтожено более 100 крупных объектов, преграждавших путь к спасению людских жизней.
От Афгана до Чечни

Спустя несколько недель после ввода ограниченного контингента Советских войск на территорию Афганистана, 10 февраля 1980 года, в городе Термез Узбекской ССР был сформирован 45-й инженерно-саперный полк, осуществлявший инженерное обеспечение всех крупных операций 40-й армии в течение последующих 9 лет, вплоть до конца войны. Полк дислоцировался на южной окраине города Чарикар (провинция Парван). В задачи полка входило разминирование дорог и местности, минирование караванных путей и троп, минирование местности вокруг режимных объектов, оперативное устранение завалов на горных дорогах и сооружение мостов, а также возведение фортификационных сооружений. Только за один 1985 год полк ликвидировал на обнаруженных складах противника, снял и обезвредил более 50 тысяч мин… Задачи, выполняемые военнослужащими полка, охватывали всю территорию Афганистана.

За 9 лет войны горнило Афгана в рядах 45-го инженерно-саперного полка прошли многие тысячи военных инженеров. В 1982 году полк награжден Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В сложнейших условиях, при непрекращающейся минной войне полк успешно выполнил все поставленные задачи с минимальными потерями. За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в Афганистане, 3174 воинов полка награждены государственными наградами СССР и 64 человека – наградами Демократической Республики Афганистан. Старшина В.П. Синицкий удостоен высокого звания Героя Советского Союза, командир полка полковник Г.К. Лошкарев стал полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
После распада Советского Союза на постсоветском пространстве вспыхнуло множество горячих точек. И в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации боевые задачи выполняли военнослужащие инженерных войск. В 1993 году после кровавого нападения афганских моджахедов на 12-ю погранзаставу Московского погранотряда в Таджикистане из числа слушателей Военно-инженерной академии (г. Москва) была сформирована специальная команда для прикрытия государственной границы и позиций застав Московского и Пянджского погранотрядов инженерными боеприпасами. В результате противник лишился возможности свободного передвижения на 8 месяцев, дороги и тропы оказались перекрыты, что повлекло большие потери среди афганских моджахедов. При обеспечении ввода и действий российских миротворцев в зоне Грузино-абхазского конфликта инженерные войска обнаружили и уничтожили более 12 тысяч взрывоопасных предметов, проверили более 650 гектар территории.
В 1994 году вспыхнула Чеченская война, растянувшаяся на долгих 15 лет. Очаги терроризма ликвидируются на Северном Кавказе до настоящего времени. Как в период активных боевых действий, так и во время минной и диверсионной войны, ведущейся террористами, на передовой находились военные инженеры, в чьи обязанности входил весь спектр возможных задач, включая ежедневную инженерную разведку дорог – пока не прошли саперы, колонны не двигались с места, оборудование путей движения, наведение переправ, фортификационное оборудование и маскировка позиций и др. Во время захвата школы в Беслане в 2004 году в числе штурмующих подразделений были и военные инженеры, под огнем противника вовремя обезвредившие 50 кг взрывчатки (10 самодельных взрывных устройств, 4 мины, 2 «пояса шахида»)…
За период с декабря 1994 года по 2001 год инженерными войсками установлено 200 км. минных полей, на которых уничтожено до 800 боевиков, обнаружено и обезврежено более 300 тысяч взрывоопасных предметов, разминировано 400 га сельхозугодий, разрушено 200 оборонительных сооружений боевиков, построено 98 километров горной дороги, отрыто и оборудовано около 9 тысяч окопов и укрытий, добыто и очищено 200 тысяч тонн питьевой воды. Разминирование территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия продолжается и по сей день – за 2018 год проверено более 1942 гектара территории, обнаружен и уничтожен 5871 взрывоопасный предмет.
Made on
Tilda