Инженерные войска - карбышевцы

Перейти к контенту

Главное меню:

Инженерные войска

ПРОЕКТЫ > Движения > Альманах

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ
Руслан Сабирович АЛАХВЕРДИЕВ, Дмитрий Олегович КОПЫТОВ


ВВЕДЕНИЕ

Инженерные войска являются старейшими в Вооруженных Силах Российской Федерации. Процесс зарождения инженерных войск русской армии связан с деятельностью Петра I.

Петр I - основатель отечественных инженерных войск


Законодательное оформление инженерных войск началось с основания в Москве по его указу от 21 января 1701 года специальной школы, в которой осуществлялась подготовка военных инженеров.

История инженерных войск неразрывно связана с жизнью Российского государства. Процесс их зарождения занял целую историческую полосу от Азовских походов 1695-1696 гг. до Полтавского сражения 1709 года, поставившего Россию в один ряд с крупнейшими державами Западной Европы.

Все последующие эпохальные события - крупнейшие войны от наполеоновского нашествия до Великой Отечественной войны, реформы и революции - накладывали глубокий отпечаток на их деятельность.

Военная история нашей Родины свидетельствует о значительном вкладе инженерных войск в победы русского оружия, о бесспорном приоритете отечественной инженерной науки в решении важнейших проблем военно-инженерного искусства.

Развитие инженерных войск России осуществлялось своим самостоятельным, самобытным путем. К концу XIX и в начале XX веков они представляли собой специальный род войск и, в отличие от боевых родов войск – пехоты, артиллерии и кавалерии, имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы.

Сосредоточение в инженерных войсках всех технических средств вооруженной борьбы привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделялись в самостоятельные рода войск.

История развития инженерных войск свидетельствует о том, что они явились колыбелью ряда современных видов Вооруженных Сил и родов войск.

Суровыми испытаниями для инженерных войск явились первая мировая и Великая Отечественная войны, в ходе которых они получили богатый опыт и дальнейшее развитие.
После окончания Великой Отечественной войны инженерные войска развивались на основе ее опыта, с учетом изменений, происходящих в средствах и способах вооруженной борьбы. Большой вклад инженерные войска внесли в послевоенные годы в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, разминирование освобожденной территории нашей страны, в решение проблем ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении. С чувством высокой ответственности выполнили они свой долг в Республике Афганистан, в Таджикистане, Абхазии и Чеченской республике.

В последнее десятилетие XX века инженерные войска в связи с распадом Советского Союза, изменением социально-политического и экономического устройства Российской Федерации подверглись коренному преобразованию.

На современном этапе, в условиях проводимой военной реформы, инженерные войска находятся в постоянной готовности к защите интересов нашего государства.

СОЗДАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

Первые упоминания об инженерных мероприятиях, выполняемых славянскими племенами, относятся к началу новой эры: для защиты от набегов кочевых народов была создана оборонительная линия в виде земляных валов получивших название «Змиевых», тянувшихся по обоим берегам Днепра.

Современный вид Змиевых валов


Со времени образования, в Древнерусском государстве – Киевской Руси, для защиты границ стала создаваться система укреплений, состоявшая из отдельных крепостей, укрепленных пунктов, оборонительных линий в виде валов, рвов и лесных завалов, позволявшая на протяжении столетий вести успешную борьбу с кочевниками. Города, в первую очередь столицы княжеств, обносились стенами. В начале XI  века году вокруг Киева была возведена стена, усиленная башнями.

Современная реконструкция Золотых ворот Киева (1019-1026 гг.)


Во время походов, русскими дружинами выполнялись инженерные мероприятия по расчистке и прокладыванию путей в лесах, строительству мостов и переправ, укреплению мест стоянок.

В войнах с Византией совершенствовалось осадное искусство. При штурме крепостей возводился вал, превышающий по высоте стены крепости, с которого и производился ее штурм, применялись осадные машины (подступные, стенобитные, метательные).

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира в 989 г.
(миниатюра из Радзивилловой летописи XIII в.)


Зарождение русского военно-инженерного искусства привело к появлению новых специальностей ремесленников – предшественников военных инженеров: «городники» строили городские укрепления, «мостники» – мосты, «порочные мастера» – осадные машины.

Во времена становления Московской Руси для защиты от набегов со стороны Крымского ханства был возведен сплошной оборонительный рубеж – Большая засечная черта, протяженностью около 1000 км. На западной границе возводилась система укреплений, включавшая отдельные крепости, укрепленные монастыри.

Особое внимание уделялось столице государства Москве, которая к 1618 году имела четыре оборонительных пояса – Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город.

Система оборонительных сооружений Москвы в XVII  веке


С развитием военного искусства и увеличением численности русской армии для обеспечения ее действий – строительства и содержания дорог, оборудования переправ, проведения осадных работ, строительства укреплений, в XVI веке возникла необходимость иметь при армии «ученых воинских людей» и специальные отряды мастеровых – «посошные рати».

Одним из первых военных инженеров, упоминаемых в летописях в период царствования Ивана Грозного, является Иван Григорьевич Выродков, под руководством которого была построена крепость Свияжск при подготовке к осаде Казани в 1552 году.

Орудийная башня для обстрела Казани при ее осаде в 1552 г.
(план, вид сбоку, вид спереди)


Для подготовки территории государства к войне, обеспечения боевых действий войск и упорядочения военно-инженерного дела в 1577 году был организован Пушкарский приказ, заведовавший артиллерийской и инженерными частями. В ведении инженерной части находились строительство крепостей, составление инструкций по возведению оборонительных сооружений, выделение средств на оборонительное строительство, проверка отчетов, выполнение описаний оборонительных сооружений.

С начала XVII века в России предпринимаются попытки теоретического обобщения опыта инженерного дела. Одной из первых таких попыток можно считать «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» Онисима Михайлова.

Титульная страница
«Устава ратных, пушечных, и других дел,
касающихся до военной науки»
Онисима Михайлова


В нем впервые определялась организационная структура инженерных войск, численность которых зависела от общего состава войск, участвовавших в походе, отмечалось, что организационно инженерные войска должны входить в состав артиллерии и иметь на вооружении возимый переправочный парк и шанцевый инструмент.

Развитие российского военного и военно-инженерного искусства в XVII веке показало необходимость создания специальных войск, которые могли бы обеспечивать в инженерном отношении боевые действия армии. Их создание было осуществлено в начале XVIII века в ходе реформ Петра I.

ОТ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ ДО КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

Активный характер русского военного искусства первой четверти XVIII века потребовал решения военно-инженерных задач, сущность которых заключалась в обеспечении действий артиллерии, обороны и осады крепостей, возведении приграничных укреплений и их содержании.

Создание инженерных войск было начато Петром I в начале Северной войны. В исторических источниках есть упоминание о минерах при осаде Нарвы в 1700 году и о формировании минерной роты в 1702 году. Однако, в полном собрании законов Российской империи не имеется прямых указаний на эти факты. Учитывая, что подготовка военных инженеров была начата по указу Петра I с 21 января 1701 года в специальной школе на Пушечном дворе, днем основания инженерных войск в настоящее время считается именно эта дата – указ Президента РФ № 1370 от 18 сентября 1996 года.

Пушечный двор в Москве


Первые штаты инженерных подразделений: минерной роты (75 человек), инженерной команды (35 человек) и понтонной команды (36 человек), входивших в состав артиллерийского полка, были оформлены указом Петра I от 19 февраля 1712 года. Этот штат был опубликован в полном собрании законов Российской империи под № 2480. Организационно инженерные войска до 1802 года входили в состав артиллерии, имели на вооружении понтоны и шанцевый инструмент и составляя около 14 % ее численности.

В 1724 году были введены новые штаты, согласно которым инженерные части состояли из инженерного полка (236 человек) и минерной роты (89 человек). Инженеры и кондукторы включались в состав гарнизонов крепостей. В каждой губернии был обязан находиться инспектор из инженеров. Общее количество полевых и гарнизонных инженеров и кондукторов, не считая инженеров, остававшихся при артиллерии, составляло всего 353 человека.

С 1722 года в каждом армейском полку имелся обер-офицер инженер, руководивший инженерными работами и обучением офицеров «инженерству».

Основная часть инженерных чинов находилась в ведении Артиллерийского приказа, а с 1718 года – Военной коллегии. Непосредственное управление инженерными войсками с 1729 года осуществлялось Канцелярией главной артиллерии и фортификации, в состав которой с 1742 года входила Фортификационная контора, а с 1797 года – Артиллерийской экспедицией с Инженерной частью.

К началу Семилетней войны инженерные формирования русской армии состояли из военных инженеров, кондукторов, инженерных учеников, роты минеров и мастеровых. В полевую армию в 1756 года была включена только минерная рота (120 человек) и при артиллерии находилась понтонная команда (30 понтонов). Этих сил для обеспечения военных действий было явно недостаточно, поэтому в январе 1757 года понтонная команда разворачивается в роту, а вместо минерной роты формируется инженерный полк шести ротного состава (1830 человек). В ходе сражений периода Семилетней войны возросла необходимость быстрого наведения переправ и строительства мостов через водные преграды.

В связи с этим, в 1759 году на вооружение русской армии поступают парусиновые понтоны, сконструированные капитаном Андреем Немым (грузоподъемность 5,8 т,
вес 230 кг) .

Конструкция понтона Андрея Немого (1759 г.)


В 1763 году инженерный полк был расформирован. Для обеспечения осады крепостей были оставлены две роты: минерная (287 человек) и пионерная (236 человек). К концу ХVIII века численность инженерных войск вновь увеличивается. По указу императора Павла I в 1797 году учреждается пионерский полк трех батальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минерную роты). Принятая организация была громоздкой, роты полка находились в различных местах и фактически представляли собой самостоятельные единицы. К тому же инженерная служба в целом продолжала оставаться в составе артиллерии, что не отвечало принципам стратегии массовых армий.

Блестящим победам русских войск в битвах XVIII – первой половине XIX века во многом способствовали принимаемые русскими инженерами решения по инженерному оборудованию полей сражений и обеспечению действий войск. Великие русские полководцы той эпохи
П.С. Салтыков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов были знатоками военно-инженерного дела.

Михаил Илларионович ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ (1745-1813 гг.)
Прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал,
выпускник Объединенной артиллерийско-инженерной школы 1761 г.


Основными задачами, выполнявшимися военными инженерами в XVIII веке были: строительство крепостей, обеспечение обороны и штурма крепостей, передвижения артиллерии.

Выдающимися военными инженерами XVIII века являлись: Де-Кулон, А.П. Ганнибал,
Ф.В. Бауер, А.В. Тучков, И.И. Князев и др.

В 1802 году, 4 ноября, с образованием военного министерства, Артиллерийская экспедиция была разделена на два самостоятельных ведомства: Артиллерийскую и Инженерную экспедицию, в последующем – Инженерный департамент, на который возлагались задачи оборонительного строительства, содержание крепостей и военных городков, казарменного строительства. Первым инспектором Инженерного департамента (начальником инженерных войск) был назначен инженер-генерал П. К. Сухтелен.

Петр Корнилович СУХТЕЛЕН (1751-1836 гг.).
Инженер-генерал, инспектор Инженерного
департамента в 1802-1809 гг.


На основании полученного боевого опыта в 1806 году численность инженерных войск увеличивается, вводятся новые полковые штаты. По новой организации полк состоял из минерного и двух пионерных батальонов. В 1810 году в ходе реорганизации создаются однотипные батальоны.

Возрастание роли военно-инженерного искусства в решении проблем военно-инженерной подготовки территории Российской империи, обеспечении боевых действий, показало недостаточный уровень подготовки военных инженеров. В связи с этим в 1810 году открывается Инженерная школа, воспитанники которой приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года. 27 января 1812 года происходит преобразование Инженерной экспедиции в Инженерный департамент, на который возлагаются задачи оборонительного строительства, содержание штатных крепостей и военных городков, казарменного строительства.

С началом Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось
10 пионерных и минерных рот. Боевые действия обеспечивали и понтонные роты, состоявшие при артиллерии. 14 пионерных и минерных рот находились в крепостях.

Изменение количественного и качественного состава полевых инженерных войск
в период с 1797 по 1812 гг.


Опыт Отечественной войны выявил необходимость реорганизации инженерных войск, главным образом увеличения их численности и повышения уровня подготовки военных инженеров. В связи с этим проводятся следующие мероприятия: осуществляется переход к батальонной системе в инженерных войсках из расчета один на армейский корпус, батальоны сводятся в три пионерные бригады, 6 декабря 1819 года на базе Инженерной школы разворачивается
Главное инженерное училище, первым начальником которого назначается
инженер-генерал-майор Е.К. Сиверс.

Основание Главного инженерного училища


В 1822 году происходит передача понтонных рот из артиллерийского ведомства в инженерное, что позволило обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие войска.

Учитывая значимость инженерных войск, с 1817 года вводится должность генерал-инспектора по инженерной части, занимаемая членами императорской семьи. Эта традиция сохранялась до начала XX века.

Важным событием в становлении инженерных войск явилось вручение боевых знамен. Первое знамя было пожаловано Лейб-гвардии саперному батальону 17 февраля 1824 года.

Знамя и знаки отличия Лейб-Гвардии саперного батальона


В 1828 году эти знамена были вручены всем инженерным частям. За боевые заслуги в войнах первой половины XIX века шесть инженерных частей были удостоены Георгиевского знамени.

К началу Крымской войны инженерные войска состояли из девяти линейных, учебного и двух резервных саперных батальонов, между которыми были распределены понтонные подразделения и двух пионерных эскадронов.

В ходе войны под руководством русских военных инженеров была создана глубокая система оборонительных позиций главной базы Черноморского флота – Севастополя, способствовавшая его героической обороне.

Глубокоэшелонированные позиции русских войск в ходе обороны Севастополя


Опыт Крымской войны выявил слабую техническую оснащенность инженерных войск, отрыв саперных батальонов от обеспечиваемых армейских корпусов, что показало необходимость проведения реформ в военной сфере. Кроме того, для повышения уровня профессиональной подготовки военных инженеров, в 1855 году Главное инженерное училище преобразуется в Николаевскую инженерную академию и училище.

Здание Николаевской инженерной академии и училища (современный вид)


ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX  ВЕКА

В связи с военными реформами, проведенными в 1860-1874 годах, инженерные войска претерпели существенные изменения. Начиная с 18 апреля 1857 года, после утверждения нового «Положения об Инженерном корпусе», общее руководство частями инженерного корпуса осуществлял Генерал-инспектор, а непосредственное управление Инженерным корпусом - Директор инженерного департамента, он же Инспектор Инженерного корпуса.

В составе инженерных войск появляются военные железнодорожные команды (1870 год), железнодорожные батальоны (1876 год), особая железнодорожная бригада (1886 год), создаются военно-походные телеграфные парки, формируются понтонные батальоны, оснащенные металлическим парком Томиловского.

Макет и схема металлического весельно-понтонного парка Томиловского


В 1862 году на базе Инженерного департамента разворачивается Главное инженерное управление, на которое возлагалось руководство инженерным ведомством, решение задач по подготовке территории страны к войне в инженерном отношении, совершенствование организации инженерных войск, подготовка военных инженеров, снабжение войск средствами инженерного вооружения.

К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии. Сведенные в бригады саперные батальоны состояли из пяти, понтонный батальон – из двух, железнодорожный – из четырех рот.

В ходе войны были успешно решены задачи по обеспечению форсирования Дуная, перехода русской армии через Балканы в зимних условиях и взятия ряда крепостей.

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года


После окончания войны, каждый армейский корпус обеспечивался саперным батальоном четырех ротного состава (три саперные и одна телеграфная), дивизия – саперной ротой. Увеличилось количество железнодорожных батальонов, электротехнических подразделений, крепостных минных рот.

В инженерных войсках появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. Для улучшения материально-технического обеспечения войск военно-инженерным имуществом и взрывчатыми веществами, были основаны полевые инженерные парки.

К концу XIX века инженерные войска являлись техническим родом войск и имели в своем составе: семь управлений бригад, 29 саперных батальонов, два резервных саперных батальона, две саперных роты, восемь понтонных батальонов, семь железнодорожных батальонов, шесть полевых инженерных парков, четыре осадных инженерных парка, 12 крепостных саперных рот, 10 крепостных минных рот, шесть воздухоплавательных отделений, восемь военных телеграфов, шесть военно-голубиных станций, учебная военно-электротехническая рота и учебный воздухоплавательный парк.

На вооружении имелся шанцевый инструмент, понтонные парки, телефоны и телеграфы, взрывчатые вещества, электротехнические средства, летательные аппараты и др.

Предназначение инженерных войск состояло в инженерном обеспечении боевых действий, переправы и передвижения войск, обороны и штурма крепостей, строительстве крепостей, железных и автомобильных дорог, мостов, возведении различных сооружений.

Практические занятия инженерных войск Санкт-Петербургского Военного округа
в Усть-Ижоре. 1890 г.


В XIX веке в России сложилась лучшая в мире фортификационная школа, яркими представителями которой являются А.З.Теляковский и Э.И. Тотлебен. К выдающимся военным инженерам также можно отнести П.К Сухтелена, Е.К. Сиверса, П.К. Ломновского,
Ф.Ф. Ласковского и др.

За боевые заслуги награждены на протяжении XIX века Георгиевскими знаменами были награждены шесть, Серебрянными трубами – 12, знаками на шапки – 12 инженерных частей. Геогриевскими кавалерами стали 59 военных инженеров и воинов инженерных войск.

1900 - 1917 ГОДЫ

Начало XX века ознаменовалось активными действиями инженерных войск в
русско-японской войне 1904-1905 годов.

Выполнение задач инженерного обеспечения в годы
русско-японской войны 1904-1905 годов


В начале войны на Дальнем Востоке находились два саперных батальона (пять саперных, понтонная и две военно-телеграфные роты). В ее ходе инженерные войска значительно выросли с 2800 до 21000 человек и к концу войны включали 20 саперных, четыре понтонных, три воздухоплавательных, два телеграфных батальона, четыре крепостные, пять минных, две искровых роты. Кроме того, выявилась необходимость в инженерных частях РГК, практически была доказана несовместимость в одном лице должностей командиров корпусного саперного батальона и корпусного инженера.

Особенно отличились инженерные войска при обороне крепости Порт-Артур, где впервые было применено сочетание долговременных укреплений (фортов) с полевыми позициями, использовались самовзрывающиеся и управляемые по проводам фугасные мины различной конструкции.

Система укреплений Порт-Артура (19 августа 1904 – 2 января 1905 гг.)


Организатором и душой обороны крепости был военный инженер Генерального штаба
генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко.

Организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура
генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко


Накануне Первой мировой войны, 20 декабря 1913 года, Главное инженерное управление (ГИУ) было преобразовано в Главное военно-техническое управление (ГВТУ).

К началу Первой мировой войны в инженерные войска входили: полевые, крепостные войска и корпус военных инженеров. В полевых инженерных войсках имелось 39 отдельных саперных, девять понтонных, три воздухоплавательных батальона, а также отдельные роты различного назначения, что не превышало 2,3 % общей численности вооруженных сил. Для увеличения корпуса военных инженеров (всего 820 человек), была закрыта Инженерная академия, ее слушатели были направлены в действующую армию.

Инженерные войска имели следующие средства инженерного вооружения: имущество для наводки понтонного моста длиной 200 м, 20-метровые легкие мостовые парки, телеграфное имущество, подрывные средства, шанцевый инструмент.

Усложнение задач инженерного обеспечения в годы войны обусловило рост инженерных войск и повышение их роли в бою и операции.

Выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий
в годы Первой мировой войны


Если до начала войны имелись только корпусные саперные батальоны, то в ходе войны в штаты пехотных полков вводилась саперная команда (120 человек), в дивизиях были развернуты инженерные роты (458 человек), в пехотных корпусах – инженерные полки (1994 человека), созданы инженерно-строительные бригады, дружины и дорожно-мостовые отряды РГК.

В феврале 1916 года вводятся должности начальников инженеров фронтов и армий. В марте 1917 года в состав кавалерийского корпуса вводится отдельная инженерная рота, а кавалерийской дивизии – саперная полурота, в октябре принимается решение разделить должности корпусного инженера и командира инженерного полка. В апреле 1917 года на базе канцелярии генерала для поручений по инженерной части разворачивается Управление полевого инспектора по инженерной части при Ставке ВГК.

В годы Первой мировой войны при ведении обороны русской армией под руководством военных инженеров (Г.Г. Невского, А.П. Шошина и других) создавались оборонительные рубежи, совершенствовались долговременные укрепления. Включение крепостных фортов в полевые оборонительные рубежи способствовало резкому повышению устойчивости обороны войск при отражении ударов превосходящего противника, примером чего служит героическая оборона крепости Осовец, послужившая прообразом будущих укрепленных районов.

Схема и фотографии крепости Осовец (накануне Первой мировой войны)


В ходе наступательных операций инженерные войска обеспечивали преодоление заграждений, форсирования водных преград, решали другие задачи. Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении «Брусиловского прорыва» Юго-Западного фронта в 1916 году, организаторами инженерного обеспечения которого являлся выдающийся военный инженер К.И. Величко, одним из помощников которого был Д.М. Карбышев.

Инженерное обеспечение "Брусиловского прорыва" и его организаторы


МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Дальнейшее развитие отечественные инженерные войска получили в годы Гражданской войны в России.

Первоначально инженерные части и подразделения Красной Армии не имели штатной организации. В существовавших к этому времени отрядах различного назначения имелись лишь отрядные инженеры. Формирование инженерных батальонов началось одновременно с созданием стрелковых дивизий, причем в первое время эти батальоны имели различную структуру. На 10 мая 1918 года инженерные части и подразделения насчитывали 4360 человек.

Приказом № 220 от 13 ноября 1918 года Революционным военным советом Республики были утверждены штаты стрелковых соединений и частей, согласно которым в стрелковую дивизию входил инженерный батальон (две саперные, дорожно-мостовая, прожекторная роты, передовой инженерный парковый взвод, 1263 человека), в бригаду – саперная рота (361 человек), в полк – саперная команда (60 человек). Командир инженерного батальона одновременно являлся и дивизионным инженером, командир саперной роты стрелковой бригады – бригадным инженером. Состав всех инженерных частей и подразделений стрелковой дивизии был определен в количестве 2886 человек, или около 5% численного состава дивизии.

Формирование инженерных частей проводилось на базе уже существовавших к этому времени инженерных батальонов и рот, а также путем объединения личного состава и инженерного имущества батальонов нескольких дивизий. Штатная структура инженерных частей, повторявшая организационные формы старой русской армии, была громоздкой и не отвечала маневренному характеру гражданской войны, а также материально-техническим возможностям страны. Поэтому на различных фронтах организация инженерных частей была различной, например, на Восточном фронте в дивизии имелись инженерные батальоны без бригадных саперных рот.

Учитывая маневренный характер Гражданской войны, с середины 1919 года инженерные батальоны, как правило, расформировались и использовались для пополнения бригадных саперных рот. В этом же году начали формироваться понтонные батальоны (884 человека) в составе штаба, нестроевой команды, команды связи, двух понтонных рот с командой ездовых в каждой из них. Батальоны оснащались весельно-понтонными парками царской армии, обладавшими хорошими тактико-техническими данными и состоявшими из металлических полупонтонов и деревянного верхнего строения. Тогда же были сформированы два электротехнических батальона, две отдельные маскировочные роты, военно-инженерный полигон, транспортные подразделения.

К концу Гражданской войны в инженерных войсках числилось 116744 человека – 27 % общей численности Красной Армии. За время гражданской войны личный состав инженерных войск увеличился в 26 раз, в то время как численность всей Красной Армии за этот же период выросла в 14 раз.

Состав инженерных войск РККА к концу 1920 г.


После Гражданской войны реорганизация инженерных войск началась с бригадных и дивизионных частей. К 1 января 1921 года вместо инженерных батальонов стрелковых дивизий, признанных громоздкими, были созданы отдельные инженерные роты – саперные и дорожно-мостовые (по две на дивизию). В стрелковых бригадах планировалось иметь отдельные саперные роты, в стрелковых полках – саперные команды (примерно саперный взвод).

В соответствии с новыми штатами, принятыми в 1924-1925 годах, в корпус входил саперный батальон (две саперные роты и инженерный парк), в дивизию – отдельная саперная рота и инженерный парк, в стрелковый полк – саперно-маскировочный взвод, в кавалерийскую дивизию – саперный эскадрон, в кавалерийский полк – саперно-подрывной взвод. Корпусные саперные батальоны, специальные и технические войска в основном остались кадровыми. Милиционно-территориальными были саперные роты территориальных дивизий и саперно-маскировочные взводы стрелковых полков этих дивизий. В ходе проводимых реформ, численность инженерных войск существенно уменьшилась: на 1 октября 1925 года она составляла 11415 человек – 2,1 % общей численности РККА.

В каждом военном округе военно-инженерными вопросами ведал начальник инженеров, которому подчинялось управление, состоявшее из отделов: фортификационно-строительного (во внутренних округах отсутствовал), строевого, квартирного, инженерно-технического и инженерного снабжения.

На базе ГВИУ были образованы Военно-строительное управление и Военно-техническое управление, которые освобождались от строевых функций и были подчинены начальнику снабжения РККА.

Командный состав инженерных войск проходил подготовку в Военно-инженерной и Военно-электротехнической академиях, объединенных в 1923 году в Военно-инженерную и электротехническую академию, которая в 1925 году, объединившись с Военно-артиллерийской академией образовала Военно-техническую академию. Военные инженеры в ней готовились на фортификационно-строительном (инженерном) факультете.

Военно-техническая академия РККА


В 1932 году воссоздается Управление начальника инженеров РККА, которое в 1935 году преобразуется в Инженерное управление, а в 1940 году – в Главное военно-инженерное управление. Начальник ГВИУ являлся и начальником инженерных войск Красной Армии. В межвоенные годы начальниками инженерных войск были А.Д. Малевский, Н.Н. Петин,
И.А. Петров, А.Ф. Хренов.

Руководители инженерных войск в межвоенные годы


В 30-е годы происходит количественный и качественный рост инженерных войск. В стрелковых дивизиях формируются саперные батальоны двух ротного состава. Для обеспечения возросших потребностей армии в военных инженерах в период технической реконструкции, в 1932 году воссоздается Военно-инженерная академия, в которой дополнительно открывается геодезический факультет.

Развертывание Военно-инженерной академии РККА


Основными направлениями строительства инженерных войск в предвоенные годы были: развертывание мощного войскового звена и резерва Главного командования, разработка первой системы инженерного вооружения и оснащение инженерных войск новыми техническими средствами, выработка основных положений теории инженерного обеспечения операций. Наибольший вклад в развитие инженерных войск внесли такие известные ученые и военные инженеры, как Ф.И. Голенкин, Г.Г. Невский, Н.Н. Коханов, С.А. Хмельков, М.П. Воробьев,
Д.М. Карбышев.

В ходе боевой подготовки инженерных войск учитывался опыт инженерного обеспечения боевых действий в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол, советско-финляндской войны, присоединении Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Белоруссии.

Выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий
в межвоенный период



Значительное количество специалистов инженерных войск привлекалось к решению народнохозяйственных задач. С их участием осуществлялось строительство Днепрогэса, московского метрополитена и других крупных объектов.

Накануне Великой Отечественной войны руководство инженерной деятельностью в Красной Армии осуществляло Главное военно-инженерное управление в составе следующих управлений: военно-инженерной подготовки, оборонительного строительства, инженерного вооружения и заказов.

В состав инженерных войск входили окружные, армейские и войсковые инженерно-саперные, понтонные и другие специальные части и подразделения.К началу войны в военных округах было сформировано 18 инженерных и 16 понтонно-мостовых полков, 20 отдельных инженерных и понтонных батальонов. Инженерный полк состоял из управления, полковой школы, моторизованного инженерного батальона, инженерного и технического батальонов, легкого переправочного парка НЛП. Понтонно-мостовой полк состоял из управления, полковой школы, кадрового и двух понтонных батальонов сокращенного состава, технической роты и комплекта парка Н2П.

По штатам начала 1941 года, инженерные войска общевойсковой армии должны были включать отдельные моторизованные инженерный и понтонно-мостовой батальоны, четыре отдельные роты, отряд глубокого бурения и отдельный резервный парк Н2П. К началу войны планируемые мероприятия не были осуществлены: в западных округах в качестве армейских частей имелось только два саперных, один моторизованный и два инженерных батальона. Корпус включал отдельный корпусной саперный батальон (901 человек, три саперные, техническая роты, комплект мостового парка НЛП), дивизия – отдельный саперный батальон, полк – саперную роту (85 человек).

В кавалерии корпус имел саперный эскадрон, дивизия – саперный эскадрон и легкопереправочный парк, полк – саперный взвод. В состав механизированного корпуса входил отдельный моторизованный инженерный батальон. В танковой дивизии имелся моторизованный понтонно-мостовой батальон с парком Н2П. В состав моторизованной дивизии входил легкий инженерный батальон. В танковых бригадах и полках имелись отдельные саперные роты, а в моторизованных бригадах и механизированных полках – саперные взводы. Имелись подразделения инженерных войск и в артиллерии.

К началу Великой Отечественной войны дивизии и корпуса западных приграничных округов имели предусмотренные штатом войсковые саперные формирования, однако их техническая оснащенность была крайне низкой. Всего в приграничных округах имелось 243 отдельных инженерных, саперных и понтонных батальонов.

Организация инженерных подразделений войскового звена Красной Армии
накануне Великой Отечественной войны


Организация инженерных частей РГК Красной Армии
накануне Великой Отечественной войны


Разработка новых средств инженерного вооружения была возложена на созданный 6 октября 1919 года Военно-инженерный полигон, в последующем преобразованный в Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА.

В межвоенный период на вооружении инженерных войск поступали средства, разработанные в рамках первой системы инженерного вооружения, базирующейся на теории глубокой наступательной операции и ее инженерном обеспечении, под руководством Д.М. Карбышева и Г.П. Чистякова, включавшая: переправочные парки (МПА-3, Н2П, НЛП, СП-19), дорожные машины (скрепер СД и БМ, бульдозер БГМ, грейдеры А-8, А-12, ГС, СПГ, снегоочистители ДАК-5 и Д-97), средства механизации земляных (экскаватор «Комсомолец», многоковшовый экскаватор МК-4) и лесозаготовительных (лесопильные рамы РП-55, РПШ) работ, компрессорные станции (СКС-36 и СКС-6), минновзрывные средства (противотанковые мины Т-35, ТМ-35, взрыватели МУВ), средства добычи и очистки воды (МТК, ГТК, ВПФ-500, ВФ-200, НФ-1), электростанции (АЭС-1, АЭС-З, АЭС-4, ТЭС-1, АЭ-1).

Совершенствование средств инженерного вооружения в межвоенные годы





Подготовка офицерских кадров инженерных войск накануне войны осуществлялась в Московском, Ленинградском и созданных в 1940 году Борисовском и Черниговском военно-инженерных училищах, Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева и на курсах усовершенствования старшего командного состава. Несмотря на это, некомплект среднего командного состава в большинстве инженерных частей составлял около 40 %.

Основным недостатком строительства инженерных войск в межвоенный период являлось отсутствие оперативного звена инженерных войск и их слабая техническая оснащенность – по основным средствам инженерного вооружения потребности войск были удовлетворены на
18-53 %.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В начальный период войны инженерные войска, до 80% которых находилось на строительстве укрепленных районов, понесли большие потери в личном составе и технике. Для восполнения потерь, в ходе летне-осенней кампании 1941 года было сформировано большое количество армейских и фронтовых отдельных батальонов (инженерных, саперных и понтонных).
Если на 1 июля 1941 года их насчитывалось 20, то на 1 ноября того же года – 178, в том числе в действующей армии – 140. Имевшиеся инженерные и понтонно-мостовые полки были расформированы.

К концу 1941 года было сформировано 262 отдельных саперных батальонов стрелковых дивизий, 24 отдельных саперных батальонов дивизий народного ополчения, 22 отдельных саперных батальонов дивизий других родов войск. В декабре 1941 года в связи с новым штатом стрелковой дивизии, вводится сокращенный штат саперного батальона, включавшего две саперных роты. В 1942 году, после восстановления корпусного звена, принимается штат корпусного батальона в составе трех саперных рот, легкого переправочного парка и лесопильного отделения. С момента формирования танковых армий, в них появляются моторизованные инженерные батальоны. Недостаток инженерных войск во фронтах компенсировался подчинением им понтонно-мостовых и инженерных батальонов РВГК.

Для строительства государственных тыловых оборонительных рубежей осенью 1941 года (Постановление ГКО № 787 от 13 октября), развертывается 10 саперных армий в составе
40 бригад. После расформирования саперных армий, бригады передавались в оперативное подчинение фронтов.

Организация саперной армии


Приказом Ставки ВГК № 0450 от 28 ноября 1941 года создается Управление начальника инженерных войск КА во главе с Начальником инженерных войск Красной Армии – заместителем Наркома обороны, вводятся должности начальников инженерных войск армий и фронтов, на правах заместителя командующих, развертываются инженерные штабы.

С целью устройства массовых заграждений для борьбы с подвижными соединениями противника, весной 1942 года формируются пять, осенью того же года еще семь бригад специального назначения (в составе 5-7 батальонов заграждений, 1-2 электротехнических батальонов, батальона спецминирования). Необходимость эффективного использования имеющихся средств механизации инженерных работ приводит к созданию отдельных парков инженерных машин – по одному на каждый фронт.

Во втором периоде войны основным направлением совершенствования структуры инженерных войск являлось создание частей и соединений, способных обеспечивать наступательные действия войск с прорывом подготовленной обороны, прикрытой инженерными заграждениями. С этой целью в танковых корпусах были созданы штатные саперные батальоны 4-х ротного состава, формируются штурмовые инженерно-саперные бригады (5 штурмовых инженерно-саперных батальонов, инженерно-разведывательную роту, роту собак-миноискателей, легкий переправочный парк), инженерно-танковые полки танков-тральщиков, отдельные понтонно-мостовые батальоны сводятся в бригады.

Организация штурмовой инженерно-саперной бригады


В третьем периоде войны продолжалось совершенствование структуры инженерных войск в направлении обеспечения наступательных действий Советской Армии. В общевойсковую армию в 1944 году включается армейская инженерно-саперная бригада (четыре инженерно-саперных батальона, легкий переправочный парк), в танковую армию – моторизованная инженерная бригада (два инженерных, один понтонно-мостовой батальон). Во фронтах к концу войны имелось до шести понтонно-мостовых батальонов, гидротехническая и маскировочная роты, до двух отрядов миноискателей, фронтовое управление оборонительного строительства.

К концу войны в составе инженерных войск кроме частей и подразделений войскового звена имелось 116 бригад, в том числе 22 штурмовые инженерно-саперные бригады, 20 моторизованных инженерных бригад, 11 понтонно-мостовых бригад, 54 инженерно-саперные бригады общевойсковых армий, 6 моторизованных инженерных бригад танковых армий, 3 горные инженерно-саперные бригады, 20 полков, в том числе 13 тяжелых понтонно-мостовых полков, 5 инженерно-танковых полков, 72 батальона, в том числе 17 отдельных парков инженерных машин (технических батальонов), 26 отдельных понтонно-мостовых батальонов, 24 батальона миноискателей, 5 отрядов глубокого бурения и порядка 200 специальных рот оперативного звена и РВГК.

Верховное Главнокомандование на протяжении всей войны уделяло повышенное внимание организационному строительству инженерных войск и развитию средств инженерного вооружения. Руководство инженерными войсками осуществляли до весны 1942 года
генерал-майор Л.З. Котляр, а затем до окончания войны – В.П. Воробьев, которому в
1944 году впервые в истории инженерных войск было присвоено воинское звание маршала инженерных войск.

Руководители инженерных войск в годы Великой Отечественной войны


Начальниками штабов инженерных войск являлись генералы И.П. Галицкий и К.С. Назаров. К концу войны структура УНИВ включала: штаб, ГВИУ, ГУОС, Инспекцию инженерных войск и Инженерный комитет. Должности начальников инженерных войск фронтов занимали известные военные инженеры: Н.П. Баранов, Б.В. Благославов, Ю.В. Бардзиловский, А.Я. Калягин, Б.В. Бычевский, З.И. Колесников и другие.

Благодаря героическим усилиям инженерных войск Красной Армии, были решены сложные
задачи инженерного обеспечения глубокой и активной стратегической обороны на огромном фронте, а также глубоких наступательных операций в третьем периоде войны, проводимых с форсированием многочисленных водных преград, успешным прорывом укрепленных районов противника, штурмом городов-крепостей и ряда столиц Европейских государств.

Выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий в годы
Великой Отечественной войны






О масштабах деятельности инженерных войск в годы войны можно судить по следующим данным. Только в оборонительных операциях ими было установлено более 70 млн. мин, на которых подорвалось около 10 тыс. вражеских танков (примерно 40 танковых дивизий противника), значительное количество другой боевой техники, вражеских солдат и офицеров. Было построено более 50 тыс. км оборонительных рубежей, около 1,5 млн. фортификационных сооружений, отрыто свыше 20 тыс. км противотанковых рвов и эскарпов. В интересах обеспечения наступательных операций было подготовлено более 400 тыс. км войсковых путей и дорог, проделаны сотни тысяч проходов в заграждениях, оборудованы переправы на водных преградах от Волги до Эльбы.

За годы войны благодаря высокой активности и творческому сотрудничеству личного состава инженерных войск, научных работников и представителей промышленности, в короткие сроки была проведена коренная модернизация имеющихся средств, созданы новые более совершенные образцы инженерного вооружения. Был налажен выпуск противотанковых мин ПМЗ-40, ТМ-39, ТМД-40, создана новая серия противотанковых мин (ТМ-41, ЯМ-5, ТМД-Б), разработаны раскладчики мин для оснащения ПОЗ на базе ЗИС-5, тралы ПТ-3, переправочные парки ДМП-42, ДЛП, ТМП, модернизирован Н2П под пропуск новых танков (Н2П-41), созданы новые средства очистки воды (МТУФ, УНФ-30, ВФС-1000), электростанции (АЭС-3/230, ПЭС-75, ПЭС-15), средства механизации строительства мостов.

Создание средств инженерного вооружения и инженерных боеприпасов
в годы Великой Отечественной войны




Всего в годы войны военной промышленностью было произведено противотанковых мин – 24906,1 тыс. шт., противопехотных мин – 40542,9 тыс. шт., специальных мин и взрывателей – 2286,1 тыс. шт., взрывчатых веществ – 33 862,6 т., миноискателей – 250368, электростанций различных типов – 1426 шт., катеров БМК-70 и НКЛ – 1116, понтонных парков – 935 комплектов, лодок десантных складных и резиновых – 50895 шт., а также большое количество других средств инженерного вооружения.

Подготовка военных инженеров осуществлялась в имевшейся системе военно-инженерного образования, а также на целом ряде ускоренных курсов. Всего за годы войны было подготовлено порядка 8 тысяч военных инженеров и командиров инженерных частей и подразделений.

Подготовка командного состава в инженерных военно-учебных заведениях
в годы Великой Отечественной войны


В годы войны более 100 тыс. воинов инженерных войск было награждено орденами и медалями, 655 из них стали Героями Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы, 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских, многим из них присвоены почетные наименования.

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1991)

После окончания Великой Отечественной войны основными путями развития инженерных войск являлись: сокращение инженерных войск и их реорганизация с одновременным повышением их боевых возможностей, увеличение количества инженерно-технических подразделений и частей, разработка и внедрение новых средств инженерного вооружения, развитие теории военно-инженерного искусства, совершенствование боевой подготовки войск с учетом опыта войны.

В 1947-1948 годах разрабатывается новая структура инженерных войск, в соответствии с которой наибольшее развитие получили подразделения и части войскового звена. В стрелковых полках вместо взводов развертываются саперные роты, в механизированные и танковые полки включаются саперные взвода, усиливается отдельный саперный батальон дивизии, корпусной батальон стал включать пять рот (учебную, две саперных, понтонную и механизированную). Инженерно-саперная бригада общевойсковой армии стала включать три инже¬нерно-саперных батальона (по 328 человек каждый) и инженерно-механизированный батальон (319 человек). В резерве РВГК были оставлены только инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады.

Инженерные войска групп войск были развернуты по штатам военного времени. Во внутренних округах инженерные части и соединения были в основном сокращенного и кадрового состава. Значительной реорганизации подверглись и органы управления инженерными войсками. Управление начальника инженерных войск по штату 1946 года состояло из штаба, управления боевой подготовки, управления оборонительного строительства, управления инженерного вооружения и снабжения, инженерного комитета.

Боевая подготовка инженерных войск осуществлялась на основе опыта Великой Отечественной войны, многочисленных локальных войн и вооруженных конфликтов, проводимых учений, командно-штабных игр.

Боевая подготовка инженерных войск в послевоенные годы


Важнейшей задачей, решаемой инженерными войсками в этот период, было проведение сплошного разминирования территорий боевых действий. Эта задача выполнялась под руководством начальников инженерных войск округов и групп войск, для ее выполнения привлекались 12 инженерно-саперных бригад, 3 инженерных и понтонно-мостовых полка, 35 инженерно-саперных батальонов (всего более 20 тыс. человек).

Система инженерного вооружения определялась в эти годы опытом прошедшей войны. Основное внимание уделялось обеспечению наступательных действий. В связи с этим создавались и принимались на вооружение средства механизации строительства войсковых дорог (бульдозеры Д-271, Д-259, скреперы Д-222, Д-106, Д-147, грейдер Д-20, путепрокладчик БАТ), мостов (ДБ-45), отрывки траншей и котлованов (экскаваторы КГ-65 и Э-505, траншеекопатель ПЛТ-60), форсирования водных преград (К-61, БАВ, МАВ).

С учетом новых требований, вызванных вероятностью применения ядерного оружия, для обеспечения маневренности и защиты войск, в состав инженерных войск РВГК в 1954 году включаются инженерно-дорожные и инженерно-позиционные бригады. В войсковом звене в стрелковом корпусе предполагалось иметь отдельный инженерно-саперный батальон, стрелковой, танковой, механизированной дивизии – отдельный саперный батальон, в полках – саперную роту, впервые были развернуты инженерные подразделения в артиллерии.

В 60-х годах в армейский комплект включаются части и соединения, повышающие возможности армии по обеспечению форсирования водных преград, оборудованию защищенных пунктов управления: понтонно-мостовые полки, переправочно-десантные батальоны, инженерная рота оборудования пунктов управления, повышается мобильность армейской инженерно-саперной бригады. Во фронте разворачивается комплект инженерных войск в составе: инженерно-саперной, инженерно-позиционной, инженерно-строительной бригад и понтонно-мостового полка. Инженерные подразделения включаются в воздушно-десантные соединения и части (в дивизию саперный батальон, в полк – саперная рота), соединения и части ракетных и зенитно-ракетных войск.

В связи с массовым внедрением в войска тактического и оперативно-тактического оружия, созданием вероятным противником приграничного ядерно-минного пояса, структура инженерных войск была скорректирована в сторону увеличения количества соединений и частей РВГК и сокращения оперативного звена инженерных войск. В связи с этим из состава фронта исключались громоздкие инженерно-строительная и инженерно-позиционная бригады, дополнительно вводилась дорожно-мостостроительная бригада, отдельные инженерные батальоны заграждений, разграждения, переправочно-десантные и маскировочные батальоны. Фронтовые и армейские инженерно-саперные бригады переформировывались в инженерно-саперные полки, в армейский комплект инженерных войск дополнительно включались дорожно-мостостроительный полк, инженерный батальон заграждений (в танковой армии – разграждения). В состав РВГК стали входить следующие формирования: инженерно-саперные, дорожно-мостостроительные, понтонно-мостовые бригады, понтонно-мостовые полки, отдельные батальоны (переправочно-десантные, бетонных работ, инженерно-маскировочные, разграждения, управляемого минирования, глубокого бурения, полевого водоснабжения, подводных мостов). Для разведки и уничтожения ядерных мин, в состав инженерно-саперных батальонов дивизий вводятся отдельные взводы.

Начиная с середины 70-х годов, в результате пересмотра концепции ведения войны – вероятность ее ведения без применения ядерного оружия и с появлением высокоточного оружия, в армиях и фронтах вновь разворачиваются инженерно-саперные бригады, формируются инженерно-технические полки (батальон оборудования ПУ, маскировочный батальон, батальон полевого водоснабжения), ремонтные батальоны сводятся в инженерно-ремонтные полки. Повышение возможностей вероятных противников по устройству заграждений, приводит к формированию инженерных бригад штурма и разграждения РВГК. Кроме того, понтонно-мостовые полки РВГК разворачиваются в понтонно-мостовые бригады.

Учитывая опыт боевых действий в Афганистане, в состав инженерных войск РВГК включаются отдельные инженерно-дорожные аэротранспортабельные батальоны, предназначенные для подготовки и содержания путей, а также оборудования мостов в горных условиях. В последствии эти батальоны были включены в состав инженерных дорожно-мостостроительных бригад.

Совершенствование организационно-штатной структуры инженерных войск
в послевоенные годы


В инженерном обеспечении боевых действий войск появляются новые задачи и мероприятия: разведка и уничтожение ядерных мин противника, ликвидация последствий применения противником ОМП.

Боевая подготовка инженерных войск осуществлялась с учетом научно-технической революции в военном деле, обусловленной принятием на вооружение ракетно-ядерного, в последующем – высокоточного оружия.

С учетом послевоенного развития средств и способов вооруженной борьбы, была разработана вторая система инженерного вооружения, учитывающая появление ядерного оружия и требующая от средств инженерного вооружения существенного повышения мобильности и живучести войск. В соответствии с ней были разработаны и внедрены в войска новые образцы средств инженерного вооружения: землеройные машины (экскаваторы Э-302, Э-305, траншейные экскаваторы ЭТР-152, БТМ, БТМ-3, БТМ-ТГМ, ТМК, ТМК-2, ПЗМ, ПЗМ-2, котлованные машины МДК-2, МДК-3, машина для подземных работ ПКГ-3), дорожные машины (грейдер Д-395, бульдозеры БКТ и БКТ-РК2, путепрокладчики БАТ, БАТ-М, БАТ-2, ПКТ, инженерные машины разграждения ИМР, ИМР-2), средства преодоления водных преград (десантные лодки НЛ-8, НЛ-15, НЛ-30, понтонные парки ПМП, СПП, ПМП-М, подводный мост «Пролет», плавающий транспортер ПТС-2, самоходные паромы ГСП, паромно-мостовая машина ПММ-2), механизированные мосты (МТУ, КММ, ТММ, МТ-55А, МТУ-20, МТУ-72), мостостроительные средства (ДБ-150, ДБ-150А, КМС, КМС-1Э, КМС-Э, УСМ), средства разведки, установки и преодоления минных полей (минные раскладчики и заградители ПМР-3, ПМЗ-4, ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3, УМЗ, ВМР-2, разведывательные машины ДИМ, ИРМ, миноискатели ИМП, ИМП-2, тралы КМТ-4, КМТ-5, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10, установки разминирования УР-67, УР-77, УР-83П), инженерные боеприпасы (противотанковые мины ТМ-57, ТМ-62, ТМ-72, ТМ-83, противопехотные ОЗМ-4, МОН-100, МОН-200, ПМН-2, ОЗМ-72, ПФМ-1С, ПОМ-2), машины для водоснабжения (буровые машины КШК-25, УРБ-ЗАМ, ПБУ-50, ПБУ-200, фильтровальные станции МАФС-3, ВФС-2,5, ВФС-10, опреснительная станция ОПС), лесозаготовительные средства (ЛРВ, ЛРВ-1, ЛРВ-2), электростанции (ЭСБ-4, ЭСБ-8И).

Развитие средств инженерного вооружения и инженерных боеприпасов
в послевоенные годы




Основная заслуга в разработке новых средств инженерного вооружения принадлежит ученым 15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева и Военно-инженерной академии. В их числе: доктора наук
Ю.Н. Глазунов, Н.Н. Попов, Г.М. Ляхов, В.А. Котляревский, В.Н. Федорин, В.Н. Крамаренко,
Т.М. Саламахин и др.

Подготовка руководящих и командных кадров для инженерных войск с конца 60-х годов осуществлялась в основном в Военно-инженерной академии и трех высших военно-инженерных училищах: Калининградском (1966 г.), Тюменском (1967 г.) и
Каменец-Подольском (1967 г.), младших специалистов – в трех школах младших специалистов инженерных войск.

Инженерные вузы в послевоенные период



В послевоенные годы инженерные войска возглавляли маршалы инженерных войск
А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов.

Начальники инженерных войск в послевоенный период


Во второй половине 80-х годов было проведено уточнение организации инженерных войск, связанное с принятием оборонительной доктрины и разработкой концепции «Дивизия-87». Организационно-штатная структура войскового звена совершенствовалась с целью ее унификации и повышения возможностей соединений в инженерном отношении, как в наступательных, так и в оборонительных действиях. Для этого в дивизиях планировалось иметь отдельный инженерно-саперный батальон (саперная рота, рота заграждений, инженерно-позиционная рота, инженерно-дорожная рота, взвод плавающих транспортеров, разведывательно-водолазный взвод), в полках – инженерно-саперную роту, армейский и фронтовой комплект оставлялся без изменений. Сохранялся сильный инженерный резерв Верховного Главнокомандования, позволявший усиливать формируемые и выдвигавшиеся из глубины на главный ТВД объединения. Получили развитие запасные инженерные части и соединения.

К 1986 году номенклатура отечественных средств инженерного вооружения включала свыше 850 наименований, 400 из которых находилась в серийном производстве. В их создании участвовало около 30 союзных и республиканских министерств и ведомств.

Некоторые средства инженерного вооружения опережали зарубежные аналоги. К ним относились средства преодоления заграждений (тралы КМТ-5М, КМТ-6, КМТ-7, КМТ-10) – лучшие показатели надежности траления, водных преград (ГСП, ПТС-2, ПММ-2М, ПМП) – лучшие тактико-технические характеристики, механизации земляных работ (БТМ-3, ТМК-2, МДК-3) – лучшие показатели по маневренности, производительности, возможность разработки мерзлых грунтов, фортификационные сооружения промышленного изготовления (КВС-У, КВС-А, ЛКС, ЛКС-3, ЛКТС, «Панцирь», «Гранит», СКР и др.) – лучшие защитные свойства, многократность применения. Тем не менее, по некоторым направлениям: средства дистанционного минирования, маскировки, установки разминирования, танковые мостоукладчики, наметилось отставание.

Период 1985-1991 годов характеризуется значительным количеством природных и техногенных катастроф, в ликвидации последствий которых принимали непосредственное участие инженерные войска. Наиболее тяжелой из них явилась Чернобыльская катастрофа, для ликвидации последствий которой было привлечено 26 инженерных батальонов (более 8 тыс. человек) и до 900 ед. спецтехники, которые дезактивировали местность путем снятия верхнего слоя грунта с последующим его захоронением (свыше 300 тыс. кубометров), возвели 140 водоохранных сооружений, оборудовали 186 пунктов водоснабжения.

При ликвидации последствий землетрясения в Армении в декабре 1988 года инженерными войсками в кратчайшие сроки было расчищено более 200 тыс. кубометров завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурено и оборудовано десятки скважин для снабжения населения питьевой водой.

Выполнение задач инженерными войсками в мирное время


В 1985-1991 годы инженерные войска возглавляли маршал инженерных войск С.Х. Аганов и генерал-полковник В.П. Кузнецов.

Во время боевых действий в Афганистане инженерные войска осуществляли разминирование путей движения и объектов, населенных пунктов и местности, подготавливали и содержали пути движения в горно-пустынных районах, прикрывали минно-взрывными заграждениями границу с Афганистаном и районы расположения войск, производили их фортоборудование.

Для обеспечения ввода войск в Афганистан был наведён и в течение двух с половиной лет непрерывно эксплуатировался наплавной мост длиной 788 м на реке Амударья в районе г. Термез. Там же впервые в истории мостостроения в условиях мигрирующей реки за пятьдесят один день под руководством профессора М.А. Козлова был построен высоководный мост длиной 588 м.

Выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий войск
в Демократической Республике Афганистан


За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в Афганистане, сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине».

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1991-2008 ГОДЫ)

Главной задачей инженерных войск в рамках проводимой военной реформы является обеспечение в инженерном отношении функционирования оборонительной системы государства при минимальных экономических затратах. Для ее решения руководству инженерных войск приходилось решать сложнейшие проблемы: создание российских инженерных войск, сохранение их боевых возможностей при значительном сокращении, инженерное обеспечение действий войск в зонах вооруженных конфликтов, сохранение научного потенциала и системы подготовки кадров.

Начальники инженерных войск ВС РФ в 1991-2008 годах


Основными путями решения этих проблем являлось определение состава и рациональной организационно-штатной структуры инженерных войск, повышение их технической оснащенности за счет разработки новых средств и продления сроков службы, оптимизация содержания инженерного обеспечения действий войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, поддержание системы подготовки кадров и научных исследований.

При совершенствовании оргштатной структуры инженерных войск, в первую очередь внимание уделялось вопросам управления, организации минно-розыскной службы, усилению подразделений войскового звена, оснащению их бронированной техникой. Произошел переход на бригадную систему, отдельные батальоны и кадрированные части были переформированы в инженерно-саперные бригады сокращенного состава, по своей структуре максимально приближенные к структуре военного времени. Сокращение инженерных войск привело к необходимости формирования баз хранения военной техники (БХВТ).

Следует отметить, что принимаемые решения по реорганизации инженерных войск часто носили противоречивый характер, что было вызвано поиском оптимальных путей выхода из кризиса 90-х годов, с сохранением боеспособности частей и подразделений инженерных войск.

Одновременно с решением этих проблем, осуществлялся вывод частей и соединений с территорий сопредельных государств. В начале 90-х годов из групп войск и государств ближнего зарубежья было выведено и расформировано 64 инженерных соединения и части, вывезено около 11200 единиц инженерной техники и свыше 12800 вагонов инженерных боеприпасов и имущества.

В результате преобразований, проведенных в 90-е годы, к началу нового тысячелетия, в составе инженерных войск ВС РФ имелось 135 соединений, частей, учреждений и ВУЗов: шесть бригад, 15 полков, две ПРТБ (И), 33 отдельных батальона, 12 БХВТ, пять мобилизационных депо, три высших учебных заведений, четыре учебных центра, четыре научно-исследовательских учреждения, 57 частей ИТО.

Основу инженерных войск в настоящее время составляют инженерные и инженерно-саперные соединения и воинские части сокращенного состава, способные выполнять минимальный объем инженерных задач мирного времени с увеличением нормативных сроков. В связи продолжающимся сокращением их численности, осуществляется переход с бригадной на полковую структуру окружных и армейских инженерных комплектов. Для обеспечения действий в мирное время созданы части постоянной готовности.

Организационно-штатная структура инженерных войск Вооруженных Сил
Российской Федерации на 2008 год



В настоящее время наметилась тенденция к улучшению снабжения инженерных войск новой однотипной техникой и инженерными боеприпасами, сокращена номенклатура средств инженерного вооружения, произведена их унификация.

Развитие средств инженерного вооружения инженерных войск ВС РФ


К настоящему времени создана рациональная группировка инженерных войск, способная обеспечить в инженерном отношении отражение возможной агрессии против России, ее безопасность и территориальную целостность.

В результате проводимой реформы военного образования сложилась новая система подготовки военно-инженерных кадров. Военно-инженерная академия переформирована в Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии ВС РФ, стала ее структурным подразделением. Целесообразность такого изменения покажет время. Имелись два высших военно-инженерных командных училища – Нижегородское (г. Кстово) и Тюменское. Подготовка младших специалистов инженерных войск осуществляется в межвидовых учебных центрах.

Военные учебные заведения инженерных войск



Боевая подготовка инженерных войск осуществляется с учетом опыта выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий объединенной группировки войск в контртеррористической операции на территории Северного Кавказа, локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет. Главное внимание в ходе боевой подготовки уделяется индивидуальной подготовке офицеров, одиночной подготовке личного состава, слаженности подразделений.

Боевая подготовка инжеенрных войск ВС РФ



За заслуги перед Отечеством в последние годы орденами и медалями в инженерных войсках награждено более 2000 военнослужащих. Звание Героя России присвоено – 12 военным инженерам: генералу-майору Красникову А.А., подполковнику Ростовщикову В.А., майору Крюкову О.В., младшем+у сержанту Борисову Е.Г., посмертно – подполковник Жуйков С.В., майоры Кобин А.И., Васянин М.И., капитаны Журавлев А.Ю., Дмитриев Ю.А., старшие лейтенанты Мариенко В.Л., Колгатин А.М., Берсенев Р.Г.

Одной из главных задач для инженерных войск с декабря 1994 года является обеспечение действий войск в Чеченской Республике, где на них возлагаются задачи по обеспечению движения войск, разведке и уничтожению мин и фугасов, устройству заграждений для прикрытия позиций своих войск, их фортификационному оборудованию, водообеспечению войск.

Инженерное обеспечение боевых действий в Чеченской Республике


Всего инженерными подразделениями установлено свыше 200 км минных полей, обнаружено и обезврежено более 300 тысяч взрывоопасных предметов, проверено на наличие мин около 500 различных объектов, разминировано более 400 га сельхозугодий, разрушено свыше 200 оборонительных сооружений боевиков, построено 98 км горной дороги, наведено два наплавных и восстановлено два капитальных моста, отрыто и оборудовано порядка 9 тысяч окопов и укрытий с общим объемом вынутого грунта более 2,2 млн. куб. метров, добыто и очищено 200 тысяч тонн питьевой воды.

В 1994 году инженерные войска обеспечили ввод, размещение и действия миротворческих сил в зоне грузино-абхазского военного конфликта. На них возлагались задачи по разведке и восстановлению путей движения, разминированию местности, оборудованию позиций войск. При этом было проверено на наличие взрывоопасных предметов свыше 650 га, уничтожено более 12 тысяч взрывоопасных предметов.

Выполнение задач инженерного обеспечения в зоне грузино-абхазского конфликта


Также участвовали инженерные войска в миротворческой деятельности в Боснии и Герцеговине в 1996 году, где ими было обнаружено и обезврежено более 4 тысяч взрывоопасных предметов.

Перспективы развития инженерных войск видятся в совершенствовании организационно-штатной структуры имеющихся соединений и воинских частей, формировании новых частей и подразделений маскировки и защиты от ВТО, включение в мотострелковый батальон инженерно-саперного взвода, в мотострелковое отделение должности стрелок-сапер, оснащении современными средствами инженерного вооружения. Планируется создание высоко оснащенных, боеготовых, компактных и мобильных региональных комплектов инженерных войск рациональной структуры, способных решать задачи в штатах мирного времени в интересах ВС РФ, оказывать помощь населению во время стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В настоящее время разрабатывается новая система инженерного вооружения. В создании средств инженерного вооружения приоритет отдается тем, которые в наибольшей степени влияют на эффективность инженерного обеспечение боевых действий, разработаны с использованием базовых шасси и комплектующих отечественного производства. По структуре создания и серийного производства будут рассматриваться три класса инженерных машин: специальные машины инженерного вооружения, инженерные машины двойного применения, народохозяйственные образцы.

Новые образцы инженерного вооружения и военной техники планируется разрабатывать по трем направлениям: обеспечивающие мобильность своих войск, контрмобильность войск противника, живучесть и защиту своих войск. В первую очередь к ним можно отнести следующие.

Средства инженерной разведки, обеспечивающие получения информации в реальном масштабе времени, в том числе ночью, средства поиска кабельных линий управления взрывом и подавления командно-исполнительных приборов. Инженерно-дорожные машины и машины разграждения, имеющие высокую производительность и маневренность, способные существенно повысить темпы продвижения войск в условиях массовых заграждений и разрушений, дистанционно управляемые и роботизированные машины, боевая экипировка сапера. Усовершенствованные паромно-мостовые парки, мостостроительные и переправочно-десантные средства, малогабаритные переносные комплекты для строительства мостов, однопролетные фермы из легких сплавов для подачи на препятствие вертолетами.

Инженерные боеприпасы с элементами искусственного интеллекта, способные поражать низколетящие цели, групповые бронированные цели, в том числе в верхнюю полусферу, дистанционно устанавливаемые, имеющие механизмы самоликвидации и самодеактивации, повышенную трало и взрывоустойчивость, а также боеприпасы нелетального действия.

Быстровозводимые, многократно используемые фортсооружения промышленного изготовления, изготовленные из новейших легких и высокопрочных материалов, в том числе для ведения огня с дистанционным и автоматическим управлением. Средства маскировки войск на основе изменения физических параметров приземного слоя атмосферы и поверхностей объектов, маскировочные пенные покрытия.

Бронированные транспортно-боевые машины для перевозки личного состава и ВВ, переносные электростанции, в том числе на новых физических принципах, средства очистки и опреснения воды на новых технологиях, передвижное высокопроизводительное оборудование для сварки и резки металла, бурения скальных пород, с высокой автономностью и транспортабельностью.

Кроме того, будет производиться модернизация существующих средств с целью поддержания их в боеготовом состоянии, повышение их эффективности и надежности, а также разработка средств двойного назначения.

Инженерные войска имеют богатейшую историю. В процессе своего становления и развития они решали разнообразные задачи: от инженерного обеспечения действия артиллерии до инженерного обеспечения общевойскового боя и операций, в том числе стратегических, контртеррористической и миротворческих операций, активно участвовали в военно-инженерной подготовке территории государства к военным действиям.

Исторический опыт развития свидетельствует о том, что инженерные войска России, успешно выполняя стоящие перед ними задачи в мирное и военное время, будут и впредь вносить достойный вклад в дело защиты нашей Родины.


Назад к содержимому | Назад к главному меню